Начавшийся после встречи руководителей России и Японии в Сингапуре очередной виток обсуждения возможности передачи Японии части Курильских островов заставляет задуматься. Есть известная политико-лингвистическая дилемма, когда от знака препинания зависит жизнь человека — а разница всего лишь в том, где поставить запятую: «Казнить нельзя помиловать».
Так вот — дискуссия об отношениях с Токио, о нужности или необязательности заключения с Японией мирного договора напоминает именно такой пример. Только звучать он будет так: «Отдать нельзя сохранить».
Удивительно, что подобная дискуссия вообще идет в нашем обществе на протяжении очень долгого периода. Началась она еще при Хрущеве, продолжилась при Брежневе, всплыла при Горбачеве, накалилась при Ельцине и продолжается при Путине. Эта дискуссия шла по законам жанра своего времени — во времена всевластия КПСС она проходила на пленумах и закрытых совещаниях, а в эпоху всевластия СМИ — на страницах газет, журналов и в Интернете.
Смысл этой дискуссии, по сути, можно свести к двум позициям.
Первая — о том, что ради мира и добрых отношений с Японией, невзирая на то, что Россия владеет Курилами совершенно законно по итогам Второй мировой войны, можно передать японцам остров Кунашир и Малую Курильскую гряду (которую у нас упорно почему-то называют Хабомаи).
Есть идея, что таким образом можно в некотором смысле «продать» Курилы японцам и получить многомиллиардные инвестиции. В этой точке зрения находят и другие смыслы: например, использовать передачу островов в качестве некого «пряника» для разрушения американо-японского союза.
Такой точки зрения, в частности, придерживался Хрущев, фактически единолично продавивший «прорыв» советско-японских отношений и заключение декларации 1956 года. У современных апологетов этой идеи, несомненно, есть и другие поводы заявлять, что надо «сманеврировать» на японском направлении и вернуться к документу, в котором хрущевский СССР согласился передать часть Курил Токио.
Вторая точка зрения звучит так: Курильские острова СССР получил по итогам победы союзников во Второй мировой войне, когда Япония подписала безоговорочную капитуляцию. Да и вообще исторически Россия имеет куда больше прав на эту землю!
Сами Курилы являются важной стратегической точкой, неким аналогом Босфора и Дарданелл, которые, будучи в чужих руках, словно пробкой закрывают выход нашего флота в океан. Помимо этого, на островах имеются залежи редких и очень дорогих полезных ископаемых, а 200-мильная экономическая зона вокруг островов исключительно богата дарами моря.
Поэтому, исходя из геополитики, справедливости и экономики, Курильские острова являются российской территорией, и должны таковой оставаться. В последние месяцы появился и еще один аргумент: поскольку США последовательно выходят из всех договоров, даже гарантиям неразмещения войск Соединенных Штатов на Курилах и даже заявлениям о выводе их из Японии верить нельзя.
Скажу сразу — вторая точка зрения мне понятна и я ее разделяю, а вот позицию по передаче Курил понять не могу и считаю по меньшей мере ошибочной.
Но сказать хочется нечто иное.
Меня удивляет сама постановка вопроса о передаче части территории нашей страны под юрисдикцию другого государства.
Это вообще нонсенс какой-то. Где сегодня мы слышим подобную постановку вопроса? У той же Японии есть территориальные претензии не только к России, но и к Китаю и к Корее — причем сразу к обеим Кореям и сразу к КНР и Тайваню одновременно, потому что обе части разделенного англосаксами корейского и китайского народов считают всю территорию поделенной страны своей.
Вы когда-нибудь слышали, чтобы в Пхеньяне, Сеуле, Пекине или Тайбэе на уровне страны обсуждалась идея теоретической возможности передачи своей территории японцам? Нет. Возможно, в США идет «дискуссия» о полезности возвращения Техаса Мексике в обмен на строительство пресловутой стены и погашение части колоссального госдолга? Нет. Почему же подобные вопросы поднимаются у нас и не поднимаются там? У нас что, любовь к Родине меньше или территории больше?
Откуда вообще появляется идея, что передачей части своей территории можно решить исторические или геополитические проблемы? Она глубоко ошибочна по своей сути.
Подведем итог.
Любая, подчеркиваю, любая сделка с любым государством, в результате которой Россия что-то и кому-то отдаст, сегодня принесет колоссальный вред внутри страны и создаст ситуацию, в которой подобные требования извне будут продолжаться.
В такой ситуации даже сложно себе представить, какие резоны могут побудить власть осуществить передачу хоть одного камешка японцам.
Мирный договор, добрые отношения, улучшение инвестиционного климата, взаимовыгодное сотрудничество — все это красивые и абсолютно абстрактные понятия. Единственным конкретным достоянием любого народа является наследие предков, основой которого является земля, территория. Война начинается не из-за отсутствия договора, а отношения сегодня портятся из-за липовых историй а-ля «дело Скрипалей».
Потому единственно верной политикой России будет такая: ничего и никому не отдадим и даже обсуждать это не собираемся.
И заявить это надо максимально громко, публично высказавшись о денонсации той самой хрущевской декларации 1956 года.
«Отдать нельзя, сохранить» — так выглядит правильная пунктуация российской внешней политики!
Автор: Николай Стариков
Источник: riafan.ru
Так вот — дискуссия об отношениях с Токио, о нужности или необязательности заключения с Японией мирного договора напоминает именно такой пример. Только звучать он будет так: «Отдать нельзя сохранить».
Удивительно, что подобная дискуссия вообще идет в нашем обществе на протяжении очень долгого периода. Началась она еще при Хрущеве, продолжилась при Брежневе, всплыла при Горбачеве, накалилась при Ельцине и продолжается при Путине. Эта дискуссия шла по законам жанра своего времени — во времена всевластия КПСС она проходила на пленумах и закрытых совещаниях, а в эпоху всевластия СМИ — на страницах газет, журналов и в Интернете.
Смысл этой дискуссии, по сути, можно свести к двум позициям.
Первая — о том, что ради мира и добрых отношений с Японией, невзирая на то, что Россия владеет Курилами совершенно законно по итогам Второй мировой войны, можно передать японцам остров Кунашир и Малую Курильскую гряду (которую у нас упорно почему-то называют Хабомаи).
Есть идея, что таким образом можно в некотором смысле «продать» Курилы японцам и получить многомиллиардные инвестиции. В этой точке зрения находят и другие смыслы: например, использовать передачу островов в качестве некого «пряника» для разрушения американо-японского союза.
Такой точки зрения, в частности, придерживался Хрущев, фактически единолично продавивший «прорыв» советско-японских отношений и заключение декларации 1956 года. У современных апологетов этой идеи, несомненно, есть и другие поводы заявлять, что надо «сманеврировать» на японском направлении и вернуться к документу, в котором хрущевский СССР согласился передать часть Курил Токио.
Вторая точка зрения звучит так: Курильские острова СССР получил по итогам победы союзников во Второй мировой войне, когда Япония подписала безоговорочную капитуляцию. Да и вообще исторически Россия имеет куда больше прав на эту землю!
Сами Курилы являются важной стратегической точкой, неким аналогом Босфора и Дарданелл, которые, будучи в чужих руках, словно пробкой закрывают выход нашего флота в океан. Помимо этого, на островах имеются залежи редких и очень дорогих полезных ископаемых, а 200-мильная экономическая зона вокруг островов исключительно богата дарами моря.
Поэтому, исходя из геополитики, справедливости и экономики, Курильские острова являются российской территорией, и должны таковой оставаться. В последние месяцы появился и еще один аргумент: поскольку США последовательно выходят из всех договоров, даже гарантиям неразмещения войск Соединенных Штатов на Курилах и даже заявлениям о выводе их из Японии верить нельзя.
Скажу сразу — вторая точка зрения мне понятна и я ее разделяю, а вот позицию по передаче Курил понять не могу и считаю по меньшей мере ошибочной.
Но сказать хочется нечто иное.
Меня удивляет сама постановка вопроса о передаче части территории нашей страны под юрисдикцию другого государства.
Это вообще нонсенс какой-то. Где сегодня мы слышим подобную постановку вопроса? У той же Японии есть территориальные претензии не только к России, но и к Китаю и к Корее — причем сразу к обеим Кореям и сразу к КНР и Тайваню одновременно, потому что обе части разделенного англосаксами корейского и китайского народов считают всю территорию поделенной страны своей.
Вы когда-нибудь слышали, чтобы в Пхеньяне, Сеуле, Пекине или Тайбэе на уровне страны обсуждалась идея теоретической возможности передачи своей территории японцам? Нет. Возможно, в США идет «дискуссия» о полезности возвращения Техаса Мексике в обмен на строительство пресловутой стены и погашение части колоссального госдолга? Нет. Почему же подобные вопросы поднимаются у нас и не поднимаются там? У нас что, любовь к Родине меньше или территории больше?
Откуда вообще появляется идея, что передачей части своей территории можно решить исторические или геополитические проблемы? Она глубоко ошибочна по своей сути.
- Во-первых, надо помнить, что передав кому-нибудь часть своей земли, обратно вы это можете получить только по итогам войны! И то — только в случае победы, потому как проигравшие всегда территорию только теряют.
- Дураков в мире давно нет. Никто никому ничего просто так не передает. Вы попробуйте хоть с одним государством в мире обсудить вопрос по схеме «территория в обмен на инвестиции» или «территория в обмен на мирный договор и гарантии». На смех поднимут. Вежливо откажут. Даже в сегодняшнем Киеве откажут, только не вежливо.
- Очень часто говорят, что пересмотр итогов Второй мировой недопустим, потому что вызовет повсеместный перекрой границ, конфликты и войны. Так и есть. С одной только поправкой — итоги мировой войны будут пересматриваться только там, где изменится баланс сил. Пока экономика Китая растет семимильными шагами и Пекин наращивает свой политический и военный вес никакая Япония никаких претензий в ультимативной форме Пекину никогда не выскажет. Пока цел Евросоюз, Германия не потребует у Франции Эльзас и Лотарингию, у Польши Восточную Силезию и Гданьск (Данциг), а у Литвы Клайпеду (Мемель). Так вот — «сдача» другому государству своей территории есть не что иное, как сигнал об изменении того самого баланса сил. Это как выстрел сигнального пистолета — теперь можно бежать за призом. Не везде, а только в этом забеге и на этом стадионе.
- Решение территориального спора с Китаем в 2008 году с передачей ему острова Тарабарова и часть острова Большой Уссурийский, безусловно, помогло улучшить с китайцами отношения. Проблема, созданная еще Горбачевым, была разрешена, удалось получить второе направление экономического сотрудничества. О правильности такого решения можно спорить, но вот передача большого куска шельфа Норвегии в 2010 году уже совершенно точно была неправильным поступком и стала тем самым «стартовым пистолетом». «Это событие должно повлиять на общую ситуацию в регионе, на укрепление международной и региональной безопасности, на углубление взаимодействия арктических государств», — заявил тогдашний глава нашего государства Дмитрий Медведев после подписания соответствующих договоров с тогдашним норвежским премьером, а ныне главой НАТО Йенсом Столтенбергом. По прошествии всего лишь восьми лет очевидно, что международная безопасность отнюдь не укрепилась, вместо взаимодействия получились санкции, а сам факт уступки со стороны России давно забыт. Передача Курильских островов Японии есть явный признак слабости — именно так это будет расценено в мире.Какими бы благими намерениями, расчетами и хитрыми замыслами она ни была вызвана.
- Потери территории страны крайне непопулярны в народе, зато обратные действия по возвращению Крыма в состав России вызвали небывалый взрыв патриотизма, рост уверенности в завтрашнем дне и доверия к власти. Любые действия, в результате которых территория будет сокращаться, будут восприняты в обществе как предательство национальных интересов с соответствующими последствиями в виде разочарования, недоверия и апатии.
- В условиях постоянно нарастающего внешнего давления на нашу страну доверие народа к власти, понимание происходящего являются залогом того, что попытки раскачать и обрушить российскую государственность будут безуспешны. Только понимая ситуацию, можно поддерживать какие-либо действия. Сделка с Японией может стать точкой безвозвратной утраты доверия, так как «доброхоты», ведущие информационную войну против России, немедленно заполнят вакуум понимания действий власти обвинениями в «продаже Родины».
Подведем итог.
Любая, подчеркиваю, любая сделка с любым государством, в результате которой Россия что-то и кому-то отдаст, сегодня принесет колоссальный вред внутри страны и создаст ситуацию, в которой подобные требования извне будут продолжаться.
В такой ситуации даже сложно себе представить, какие резоны могут побудить власть осуществить передачу хоть одного камешка японцам.
Мирный договор, добрые отношения, улучшение инвестиционного климата, взаимовыгодное сотрудничество — все это красивые и абсолютно абстрактные понятия. Единственным конкретным достоянием любого народа является наследие предков, основой которого является земля, территория. Война начинается не из-за отсутствия договора, а отношения сегодня портятся из-за липовых историй а-ля «дело Скрипалей».
Потому единственно верной политикой России будет такая: ничего и никому не отдадим и даже обсуждать это не собираемся.
И заявить это надо максимально громко, публично высказавшись о денонсации той самой хрущевской декларации 1956 года.
«Отдать нельзя, сохранить» — так выглядит правильная пунктуация российской внешней политики!
Автор: Николай Стариков
Источник: riafan.ru
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Можно отписаться в любой момент.
Комментарии