👉🏻Школа Геополитики
Николай Стариков

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

10 августа 2016 г.
4448

Какой должна быть языковая политика России

Язык — важнейшая составляющая суверенитета государства. Сегодня экспансия английского языка в масштабе всего мира отражает доминирование англосаксов на политической арене. Наступление английского языка идёт вместе с наступлением культуры, принципов и ценностей. Ситуация с языком всегда отражает общую ситуацию. На каком языке в начале 50-х годов прошлого века говорили меду собой чех, китаец и немец из нашей части Германии? На русском. В конце 70-х на каком? На русском. На каком они будут говорить сегодня? На английском.
Об этом материал члена ПВО, муниципального депутата Санкт-Петербурга Вадима Викторович Рыбина.




Эсперанто: брэгзит открывает путь


Современная языковая политика англоязычных стран — род бизнеса.


Сначала они вкладывают деньги в господство своего языка в новых и новых странах и регионах, по всему миру.


Потом они получают от этого господства немалую прибыль.


Во-первых, это — доход от преподавания своего языка и от переводов на него — это стало уже целой отраслью экономик англоязычных стран.


Во-вторых, это — конкурентное преимущество своих товаров, себестоимость которых ниже за счёт отсутствия необходимости переводов.


В-третьих, это — повышенные доходы своих граждан. Ведь носители родного английского языка как правило во всём мире получают более высокую зарплату.


В-четвёртых, это доход от произведений культуры. Господство английского языка влечёт за собой и спрос на книги, песни и кинофильмы на этом языке.


Страны и народы видят такую несправедливость, но противостоять не могут.


Отчасти потому, что у них не хватает сил на противостояние. Духовных, политических, экономических сил.


Но главным доводом в пользу использования одного международного языка — экономия на переводах. Дешевле, быстрее и проще перевести на один язык, чем на многие.  Выгоднее выучить один английский и быть понятным в любой стране, чем учить языки всех стран, с которыми приходится работать, в которые нужно ездить.


Единственный способ совместить экономию на переводах со справедливостью и равноправием всех народов — это использование одного международного языка во всём мире — языка эсперанто. Одинаково чужой для всех, он не даст рыночного преимущества ни одному народу, ни одной стране. Самый простой для изучения и пользования, он даст наибольшую экономию в денежном выражении. 


Учитывая при этом, что эсперанто не связан с историей, литературой, обычаями и духовными ценностями какого — либо одного народа, получается, что для сторонников патриотической языковой политики всех стран он является идеальным lingua franca (общим языком).


Сегодня англоязычные страны проводят лингвоцид малых народов и насаждают свой английский язык и отдельные слова из него большим народам — проводя свою агрессивную колонизацию всего мира.


Если англоязычные страны уступят своё глобальное превосходство другим странам — испаноязычным, арабским или Китаю — новые «господа мира» станут насаждать свой язык. Ни справедливости, ни равенства народов не настанет.


Но ни одна страна в мире не заинтересована в навязывании эсперанто, в размывании языков мира словами из этого языка.


Да, конечно, принятие всем миром эсперанто в качестве общего языка общения является сегодня не более чем светлой идеей. Его принятию всегда будут препятствовать народы, стремящиеся к мировому господству — которое неизбежно включает в себя и господство языковое.


Но трудность достижения цели не означает, что цель недостижима вовсе.


Любое общество должно ставить себе как близкие, так и далёкие цели, определять направление своего развития.


В языковой политике России краткосрочной целью должна стать защита русского языка, как его корпуса так и статуса, от английской языковой агрессии. Сохранение значения русского языка в семье славянских народов и среди народов Русского мира.


Долгосрочной же нашей целью вполне может быть внедрение эсперанто как языка международного общения. Сначала среди народов нашей сферы влияния, затем — во всём мире. Союзники в этом деле найдутся сразу, достаточно поднять стяг борьбы за эсперанто — и к стягу стянутся друзья, союзники и попутчики.


Уже сейчас поспорить с английским языком за господство в мире готовы китайский, арабский и испанский языки. Попробуйте оценить для себя, которым из них Вы готовы пользоваться в качестве международного языка вместо английского — и получите ответ, какова вероятность господства эсперанто.


До 1945 года эсперанто был весьма распространён. Победа во 2-й мировой войне и создание Бреттон — Вудской денежной системы значительно усилили влияние в мире англоязычных держав, и эсперанто стал приходить в упадок. Но ещё до 1991 года клуб эсперантистов был в каждом крупном городе мира, и через этот клуб путешественник, владеющий эсперанто, мог найти полное обслуживание в этом городе на этом языке — гостиницу, такси, гида, ресторан и т.д.


После 1991 года эсперанто резко пришёл в упадок по всему миру.


Отчего это случилось, ясно. Эсперанто был подавлен оказавшимся «на коне» и победоносно шествующим по планете английским языком.


Но с 2014 года политическое положение в мире стало меняться в сторону, схожую с положением 1991 года. Мир перестаёт быть однополярным. Это должно отразиться на всех сферах деятельности человечества — военной, экономической, духовной, религиозной… И конечно, на языковом обустройстве мира.


Тем более, что в 2016 году появилась ещё одна причина для языкового переустройства — вероятный  выход Великобритании из Евросоюза.


А этот выход может повлечь весьма любопытные последствия, особенно если найдётся сила, способная этим последствиям придать нужное направление.


При провозглашённом многоязычии и равенстве языков в ЕС, доля документов на английском языке выросла с 45,7% в 1996 до 80,6% в 2011. Многие силы в ЕС давно ропщут на неконкурентные, из-за господства своего языка, преимущества Великобритании на едином европейском рынке. В последние годы активно стал обсуждаться лингвоцид малых народов Европы.


Скрытый налог в пользу Великобритании (ВБ) составляет около 900 ЕВРО в год на каждого европейца. Цифра подсчитана на 2011 год и ежегодно растёт. Сюда входит:



  1. Доход ВБ от преподавания английского языка (13 млрд ЕВРО в год);

  2. Доход ВБ от переводов на английский язык,

  3. Более высокие зарплаты англофонов по рождению;

  4. Отсутствие необходимости англофонам тратить время и деньги на изучение английского языка;

  5. Выгода англофонов на переговорах и при разрешении конфликтнов, за счёт того что переговоры ведутся на их родном языке;

  6. Затраты стран ЕС на изучение английского языка;

  7. Затраты стран ЕС на переводы на английский язык;

  8. Убытки, вызванные потерей информации из-за того что она не была переведена на язык пользователя (оценивается в 70 млрд ЕВРО в год на весь ЕС);

  9. Уступки неанглофонов англофонам, вызванные ведением переговоров и споров на неродном английском языке.


И этот перечень не является полным. В подсчёте скрытого налога не учтен повышенный спрос на произведения культуры — песни, книги, кинофильмы; не учтены лучшие условия англофонов для получения образования на своём языке, и многие другие преимущества, которые могут быть выражены в деньгах.


Европейцы очень хорошо умеют считать деньги, находить причины своих прибылей и убытков. Поэтому если обосновать целесообразность смены английского языка на эсперанто не духовными и патриотическими доводами, а справедливостью распределения прибылей и убытков, большинство жителей ЕС благосклонно отнесётся к такой перемене.


В то же время, перевод всех документов ЕС на все 20 языков до сих пор не налажен (из-за нехватки переводчиков), и уже считается непомерно дорогим. ЕС готов к отказу от ранее провозглашённого многоязычия.


Выход Великобритании из ЕС ставит вопрос: какой же язык вместо английского будет господствующим и общепринятым в ЕС? Противоречий много, шансы имеют немецкий (мощнейшая экономика), французский (сохранил следы былого величия), испанский (широко распространён в мире). Введение в документооборот эсперанто могло бы устранить противоречия, избежать споров.


Сейчас ни в одной стране подкаблучной Европы не найдётся силы, способной предложить эсперанто. Но Россия, проводившая в последние годы вполне независимую внешнюю политику, вполне могла бы выступить с таким предложением Евросоюзу.


Тем более что России эсперанто точно никак не повредит — ведь русский язык не претендует на звание общемирового.


Если оценивать денежную сторону вопроса, то можно, на основе европейских цифр, прикидочно оценить скрытый налог россиянина в пользу англоязычных держав. По мнению автора, очень приблизительно, он может составлять около 500 ЕВРО в год на каждого гражданина России, или 70 млрд ЕВРО в год для всей России. Во всяком случае, порядок цифры именно такой.


Язык эсперанто создан евреем — ашкеназом Заменгофом (кстати, единственный в мире памятник ему стоит в моей родной Одессе, на Дерибасовской — хотя Заменгоф в Одессе никогда не жил) , поэтому евреи всего мира могли бы поддержать эсперанто.


И главное, эсперанто — как раз то, что Россия может предложить миру. Идеологически, эсперанто точно соответствует нашей русской идее о равенстве народов — в данном случае равенстве перед единым, одинаково чужим для всех языком.



P.S. Материалы этого автора:


Подпишитесь на рассылку

Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.

Можно отписаться в любой момент.

Комментарии