«Просвещенный» консерватизм – это все равно что вера, «но без фанатизма»
Автор: Евгений Чернышёв, Донецк
Многие известные люди сегодня предлагают для России идеологию просвещенного консерватизма. Так, предложение Никиты Михалкова даже вызвало бурную общественную дискуссию по этому поводу. Со своей стороны хотел бы внести одно уточнение, связанное с тем, что приверженность традиции и традиционным ценностям оговаривается условием «просвещенности».
Просвещенность чем? Вот в чем ключевой вопрос, над которым почти не задумываются. Если в христианстве это означает просвещенность светом Христовой Истины, то для современно человека это далеко не так. Ведь европейская идеология «просвещения» носила подчеркнуто антихристианский и, шире, антитрадиционный характер, а она до сих пор прочно владеет умами. Спросите человека, во что он глобально верит, - услышите приблизительно одинаковые ответы: мировой прогресс, цивилизация, просвещение и т.д. То есть набор либерально-«просвещенческих» догматов. Да и само слово «просвещение» было похищено так же, как сегодня похищаются выражения «половое воспитание» (а на самом деле разврат), «права человека» (а на самом деле диктат избранных) и т.д.
Поэтому, оговаривая свою приверженность консерватизму какой-то «просвещенностью», мы тем самым не просто вносим неопределенность в его понимание. Нет. Мы делаем уступку либерал-прогрессистской идеологии, стесняясь ясно и решительно заявить, что стояние в вечной истине не нуждается в «просвещенности», которая означает попытку совместить несовместимое – соединить вечные ценности с новомодными европейскими течениями последних веков. Это так же опасно, как нести в Церковь какую-то «модернизацию», переделывая ее под изменчивость мира. Это все равно что верить, «но без фанатизма», как говорят многие. То есть не верить вовсе.
В этой связи совершенно непонятно, чего люди стесняются занять твердую позицию, делая уступку прогрессизму. Дескать, давайте придерживаться традиции, вечных ценностей, но будем брать все хорошее из современности. Это происходит от непонимания сущности консервативного мировоззрения. Оно само по себе не отрицает этой возможности и по мере необходимости так и бывает, но вот специально выделять эту необходимость как непременное условие – простите, это уже не консерватизм, а какой-то «умеренный либерализм».
Изменения в жизни неизбежны, и человек, как существо, начавшееся с изменения (его не было – и он стал быть), обречено на них. И консерватизм это прекрасно понимает. Консерватизм – это есть специфическая способность изменяться в соответствии с традицией, изменяться так, чтобы в каждую эпоху сохранялось все вечное, пусть в новом лице, но то же самое по существу. Единосущное, так сказать, тому, что было прежде.
А вот что означает «просвещенный консерватизм» - это уже вопрос. На деле же чаще всего под этим подразумевают хорошие отношения с Западом, а то, видите ли, с консерватизмом мы окажемся в изоляции. Вот еще любимое слово, которым нас пугают либералы, - «изоляция». Мол, будем брать с Запада все хорошее, но учитывать наши местные особенности. Ложь и обман! По факту это означает насаждение в России западных порядков, только медленное, чтобы не заметили. А знаете, почему так происходит? Потому, что те, кто верят в «мировой прогресс» - а «просвещенцы» в него верят, - видят Запад как цивилизацию, прокладывающей дорогу всему человечеству. Вот чем на деле оборачивается просвещенчество, даже консервативное.
Поэтому нужно умело обходить эти ловушки, расставленные врагом рода человеческого, и не попадаться на крючок сладкого для уха «просвещения». Традиция связывает человека с Богом, а вот «просвещенный» консерватизм так или иначе связывает нас с идеологией «просвещения» - повивальной бабкой либерализма.
Евгений Чернышёв, Донецк
Предыдущие материалы Евгения Чернышёва:
- Не «русский мир», а Русский Мир!
- Почему либералы всегда за повышение пенсионного возраста
- Вторая Переяславская Рада неизбежна
- Отец Великой Победы. Отец великих побед
- Наплыв мигрантов: что будет с Европой?
- Тот, кто «любит Родину, но ненавидит государство», ненавидит и Родину
- Нам предстоит научиться любить Россию
- Взгляд из Донецка на создавшееся положение
- Патриотический взгляд на русскую историю
- Как нам выиграть понятийную войну за Украину
- Демографический рост в России — это доказано
- Духовное измерение войны в Донбассе
- Демографическая победа России в 2013 году
- Воссоединение Единой Руси: 360 лет вместе!
- Либерализм и патриотизм «на пальцах»
- Какой патриотизм нам необходим
- Сколько детей нам нужно
- От чего «незалежна» Украина или Впечатления на российско-украинской границе
- Наша миссия – не только сохранить Русь, но и передать её потомкам
- Какое мировоззрение нам нужно
- Русский — кровь или культура?
- Конституционное доказательство ограниченного суверенитета России
- Мировая американская гегемония — как двигатель внутреннего сгорания
- «Еврохолуи» и миф о «цивилизованных странах»
- Либерализм — это разложение
- Источник легитимности «незалежной» власти на Украине – русофобия
- Вирус «в Украине», внедренный на Украине
- Будущее Русского мира глазами Шпенглера
- Патриотизм – главный ключ к возрождению Русской Цивилизации
- Украина — часть Руси
- Закат Европы глазами Шпенглера
- Глобализм против образования
- Корни геополитического противостояния
- Война против нас: геополитический взгляд
- Демографический всплеск в России
- Преодолеть европоцентризм
- Яд «европейского выбора» для молодежи
- Кто мы? (наша идентичность)
- Украина-Англия: так кто играл дома?
- Что такое Европа и почему она чужда нам
- Вымирание Европы
- Печальные демографические итоги «евроинтеграции» Украины
- Цена «Евроинтеграции» Украины на примере одного донецкого вуза
- Русское пробуждение
- Ложь и клевета «Эха Москвы»
- Есть ли у нас выбор? (к 358-летию воссоединения Единого народа)
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Комментарии